ФЕДЯКИНА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА

Старший научный сотрудник Института космофизических исследований и аэрономии, к.ф.-м.н.
Ушла на фронт в июне 1943 г. С сентября 1943 г. воевала на 1-ом Белорусском фронте, держала оборону Гомеля. Демобилизовалась в июле 1945 г. Младший сержант 1569 зенитно-артиллерийского полка 84 зенитно-артиллерийской дивизии I Белорусского фронта.
Награда: медаль «За победу над Германией».

Наталья Ивановна записалась добровольцем в Красную Армию в июне 1943 г. из г. Оренбурга. Полк формировался в г. Астрахани. После получения материальной части полк был переброшен в Белоруссию. Принимала участие в боях под Гомелем. Демобилизовалась в июле 1945 г.
В начале лета 1944 г. I Белорусский фронт готовился к проведению Белорусской операции, получившей название «Багратион». В этот период фронтом командовал маршал Советского Союза Г.К. Жуков.
1569 зенитно-артиллерийский полк решал задачи противовоздушной обороны в районе Гомеля, Чернигова. Гомель был сильно разрушен, но тем не менее этот район являлся крупным железнодорожным узлом и представлял собой важный стратегический пункт.
Наталья Ивановна служила в огневом взводе, была 10 номером прибора «ПУАЗО-2», начальником зарядного агрегата, начальником зарядной станции. На станции производилась зарядка аккумуляторов для обеспечения боеготовности зенитных батарей, так как без ночного освещения шкал пушки и приборов невозможна стрельба по цели и заградительным огнем. 1569 зенитный полк, оборонявший город, железнодорожную станцию, укрепрайоны и другие объекты примерно наполовину состоял из девушек. Они были прибористами, дальномерщиками, связистами.
Первая часть операции «Багратион” в июне 1944 г. прошла довольно спокойно в районе Гомеля. Но со второй половины июня начались систематические налеты вражеской авиации.
На зарядной станции у Натальи Ивановны от постоянного контакта с щелочью и грязью стали нарывать пальцы. Когда здоровым остались только мизинцы, вызвал к себе зам. командира полка по тылу. Он спросил: «Ну, что с тобой делать?» — «Не знаю» — «Бумагу в руках держать сможешь?» — «Смогу» — «Вот тебе накладные, будешь развозить снаряды». После каждого налета нужно было вновь обеспечивать боеготовность батарей. На этот раз уже снарядами. Возили снаряды на 12 батарей, стоявших вокруг Гомеля (три батареи стояли около Чернигова), днем и ночью. Самой большой опасностью было — оказаться в машине со снарядами в районе заградительного огня своих же батарей во время налета.
Шла подготовка ко второй части операции «Багратион». Для того, чтобы скрытно подводить войска и технику к фронту все перемещения производились только ночью. Налеты были и дневными, и ночными. Если прибывали эшелоны с боеприпасами или горючим, то нужно было успеть разгрузить эшелон срочно, ибо примерно через 45-50 минут налетала вражеская авиация. Врасплох застали только один раз, в конце июля. Картина стояла такой, как было показано в фильме «Батальоны просят огня» по роману Ю. Бондарева. Но больше фашистам не удалось ни разу нанести ощутимый урон на вверенном 1569-3А полку объекта.
Девушки, вставшие рядом с мужчинами на защиту искренне любимой Родины, погибали в этой кровопролитной войне, отдавая жизнь во имя свободы родной земли. Гибель каждого товарища на фронте рождала в нас ненависть к фашистским захватчикам, желание во чтобы то ни стало разгромить, наказать врага.

Из архива Якутского научного центра,
из альбома, посвященного 40-летию Победы
в Великой Отечественной Войне

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх