КОПЫРИН НИКОЛАЙ ЗАХАРОВИЧ

С.н.с. ИЯЛИ.
Участие в военных действиях: август 1942 — 1947 гг. Западный фронт.
Награды: медали «За оборону Кавказа», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией».

На военную службу призван я в августе 1942 года. Тогда мне не было еще 18 лет, т.к., по свидетельству рождения я родился в декабре. Но об этом я подумал позже, после войны, когда стал пожилым.


Я служил в военно-восстановительных железнодорожных войсках и прошел путь рядового солдата-путейца от Северного Кавказа по южной Украине до узловой станции Раздельная, которая находится западнее Одессы.
Под бомбёжкой, под артиллерийско-минометным огнем врага восстанавливали железнодорожные линии, по которым доставлялось прямо до самых передовых рубежей все, что необходимо фронту.
Отступая, противник разрушал все, взрывал рельсы, мосты, трубы, выводил из строя железнодорожные станции. Чтобы быстрее пропустить поезда с вооружениями, боеприпасами, войсковыми пополнениями, мы работали днем и ночью при любой погоде и в любой обстановке. Работали вручную, без техники. От адской усталости, от физического истощения падали с ног. Некоторые предпочитали быть на передовой…
Потом в составе минно-подрывного взвода желдорвойск участвовал в освобождении Белоруссии, Польши, а затем во взятии Берлина. В наши обязанности входило очищение от мин железнодорожных коммуникаций. Было немало жертв при выполнении боевых заданий.
Самым незабываемым был день Победы. Наши части находились в Берлине. До того дня нами владела только одна мысль, одно стремление — добить врага и как можно скорее! Все остальное как бы уходило на задний план. И вот, вдруг — конец войне. Мы и плачем, и радуемся. Плакали от чрезмерной радости, от сознания понесенных жертв и страданий. Ведь день — два назад, после падения Берлина, наше подразделение в короткой схватке с несдавшейся вражеской группой фаустников, выскочившей вдруг из какого-то подземного хода огромного города, потеряло ряд своих боевых товарищей… Но мы радовались, ликовали от того, что в один прекрасный день смерть, кровь, все тяготы войны вдруг исчезли, остались позади. А впереди – мир, счастье, процветание.
Уставшие от вчерашней службы — разминировали тогда железнодорожный вокзал, — просыпаемся утром от какой-то сильной пальбы. Прибегает дневальный наш и кричит «Вставайте, война кончилась!» Все разом выскакиваем на улицу и присоединяемся в общему салюту — кто из винтовки, кто из автомата. За всю войну в этот день дышим свободно, веселимся. Опьянели от радости…
Но после этого дня нас всех охватила настоящая ностальгия. То, что до этого дня в голове уходило на задний план, придвинулось вперед, и мы стремились к родным… После войны наше подразделение работало в Москве на строительстве трамвайной линии, а затем нас перебросили в город Баку, где два года работали на строительстве кольцевой электрифицированной железнодорожной линии внутри Апшеронского полуострова.
После демобилизации я 11 лет учительствовал и одновременно пополнял пробелы в образовании. Ускоренно прошел курсы педрабфака, заочно окончил ЯПИ, на половину заочно — аспирантуру ЯФ СО АН СССР. Защитил диссертацию на кандидата филологических наук по специальности литература народов СССР. И вот, уже более четверти века работаю в области якутской литературной критики.

Из архива Якутского научного центра,
из альбома, посвященного 40-летию Победы
в Великой Отечественной войне

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх