СЫРОМЯТНИКОВ ГЕОРГИЙ САВВИЧ

Зав. сектором Института языка, литературы, истории.
Участие в военных действиях: февраль 1944 г. — январь 1945 г., Забайкальский фронт.
Награды: медали «За Победу над Германией», «20 лет Победы в Великой отечественной войне», «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина».

Родился 5 мая 1926 г. в Томпонском районе ЯАССР, якут, член КПСС с 1947 г., заведующий сектором литературы Института ЯЛИ Якутского филиала СО АН СССР.
Студентом 1-го курса Якутского педагогического института осенью 1943 года был зачислен в команду комсомольцев — якутян, направляемых на курсы шифровально-штабной службы. С мая 1945 г. по январь 1947 г. служил в 8-ом отделе штаба Приволжского военного округа /г. Куйбышев/. Демобилизован по состоянию здоровья.
Награжден орденами и знаками: «За победу над Германией» ,»20 лет победы в Великой Отечественной войне», «25 лет победы», «30 лет победы», «50 лет Вооруженных сил СССР», «За доблестный труд», «В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина»; Почетными грамотами: Президиума Верховного Совета РСФСР, Президиума Верховного Совета ЯАССР, ЦК ВЛКСМ, Министерства культуры СССР, Президиумов СО и Якутского филиала.
Воинское звание – капитан. Возраст — предельный.
Заслуженный ветеран Сибирского отделения АН СССР.
Член союза журналистов и писателей СССР.
Весной 1943 года в Якутском драмтеатре, когда шла премьера пьесы Н. Заболоцкого «Из недавнего», я как-то разговорился со старшим лейтенантом Хариным: переводил ему пьесу, что ли? Он поинтересовался моей учебой /я оканчивал педрабфак/, комсомольскими нашими работами /я был секретарем организации/, радовался, когда я говорил, что мы все хотим поскорее попасть в Армию.
Вскоре я был приглашен в Облвоенкомат, и тут «мой» старший лейтенант сообщил мне о возможности зачисления меня в какую-то особую команду, которая может вне призыва ехать в Армию, в качестве добровольцев.
Помню, сколько пришлось добывать документов! Характеристики, рекомендации трех членов БКП/б/, ГК комсомола, ГК партии. Я был осенью избран заместителем секретаря комсомольской организации пединститута, и с помощью секретаря партбюро Эдуарда Иогановича Брандта — эвакуированного старого эстонского коммуниста /после освобождения сразу был избран секретарем Тартусского ГК ВКП/б/, награжден орденом с сообщением в «Правде»/ — был оформлен и отправлен зимой.
Нас было четверо комсомольцев: двое из техникума связи, один из рыбного. Ехали мы вместе с летчицами Захаровой, Ременниковой и Дворянкиной и другими добровольцами-северянами дни и ночи с краткими остановками на стареньком грузовичке в сопровождении раненого лейтенанта Говорова, будущего председателя Госплана республики. Помню, что один из северян сказал Захаровой: «Ты шубутная, с тобой было бы легче и на войне!»
Нас разделили уже на станции Сковородино. И нас, четверых, встречали в г. Чита в штабе военного округа. После нескольких месяцев службы в запасном стрелковом полку /м. Дацан, ст. Мальта/ нас снова разделили: я вместе с «рыбником» был отправлен в г. Куйбышев в штаб Приволжского военного округа, а двое «связистов» в г. Читу в штаб Забайкальского фронта.
В г. Куйбышеве мы прошли краткосрочные курсы штабистов и служили в 8-м отделе штаба. Я был комсоргом отдела. Считался хорошим: награжден Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ. Вступил кандидатом в члены ВКП/б/. Руководил моей комсомольской «деятельностью» помощник начальника политотдела штаба И. Калечиц, ныне доктор наук, зав. отделом Государственного комитета по науке и технике.
Демобилизован зимой 1947 года по состоянию здоровья /открылась сердечная недостаточность/.

Из архива Якутского научного центра,
из альбома, посвященного 40-летию Победы
в Великой Отечественной войне

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх