Сохраняя народные традиции Сибири

В новосибирском Академгородке прошёл I Сибирский форум фольклористов. Он собрал языковедов, антропологов, этнографов, историков, культурологов и других специалистов, которые занимаются изучением и сохранением культурного наследия коренных и переселенческих народов Сибири. Однако об устном народном творчестве можно было узнать не только в научных докладах. Учёные устроили концерт, где представили уникальные материалы — былины, сказания, эпосы, собранные ими в экспедициях.

Первыми зазвучали якутские народные песни.

Айталина Мойтохонова из Республики Саха носитель живой фольклорной традиции. Она представила коллегам тойук — уникальный сложнейший вид народного пения, в основе которого лежит импровизация.

Бытовой и лирический дэгэрэн. Также Айталина исполнила песни Вилюйского региона в стиле дэгэрэн. Эти и многие другие народные композиции она сама собрала в экспедициях и теперь передаёт ученикам.

 

Аутентичный фольклор в мегаполисе. «Ансамбль сибирской песни» не просто поёт фольклор, но и собирает его в поездках и исследует. На концерте исполнители познакомили слушателей с песнями местных локальный традиций.

 

Стенка на стенку.
Коллектив представил народные традиции Новосибирской области, в том числе, песни этнических белорусов, проживающих в Крутихе, и старообрядцев из Болотинского района. Также ансамбль показал необычный вариант хоровода, который водится стенка на стенку.

 

Мифы и легенды Горной Шории. Старший научный сотрудник Института филологии СО РАН кандидат филологических наук Любовь Никитовна Арбачакова занимается исследованием современных эпических традиций горных шорцев — малочисленного, но самобытного народа. Помимо науки фольклорист увлекается живописью и поэзией.

 

Хакасский тахпах. Марина Султрекова из Новосибирской консерватории им. М.И. Глинки исполнила тахпах — один из самых популярных песенных жанров хакасского фольклора. Музыкант сыграла лирическую песню на хомысе — хакасском народном щипковом инструменте типа лютни.

 

На таком инструменте исполняются песни лесных духов.
Александр Перов из Югры (Ханты-Мансийский автономный округ) также учится в новосибирской консерватории. Он познакомил публику с мансийскими народными ритуальными наигрышами. В руках Александра санквылтап — струнный безладовый финно-угорский инструмент. Он используется как в культовых практиках, так и для обычного музицирования.

 

Народный и героический эпос Бурятии.
Энхэ Эрдынеев представил бурятские народные песни: хвалебную, посвящённую стрелку, который поразил на охоте добычу, и застольную — она исполняется на свадьбах и больших торжествах в Бурятии.

 

Горловое пение каем подземного мира!
Виталий Каланаков отмечен на Курултае сказителей 2015 года в номинации «Горловое пение». Издревле сказители перед песней сперва благословляли свой инструмент, хозяев гор, Алтая, а потом уже начинали сам эпос. Виталий исполнил благопожелание, а затем продемонстрировал кай — горловое и гортанное пения, распространённые среди коренных жителей Алтая. Кай бывает нескольких видов: подземного, среднего, верхнего небесного мира. Виталий представил сказание о богатыре каем подземного мира.

 

Ансамбль «Полынь» неоднократно был в экспедициях.
Руководитель ансамбля Тарас Выхристюк рассказал о фольклорных традициях семейств Забайкалья: «Это очень интересный субэтнос. Он состоит из потомков староверов, которые 250 лет назад жили в Белоруссии (теперь это территория современной Польши), а затем подверглись «выгонке». Сейчас этнос проживает в Сибири, и с его устным народным творчеством нам удалось познакомиться».

 

Мелодии, считающиеся утраченными.
Доктор филологических наук Розалия Султангареева исполнила памятник башкирской словесности — эпос «Урал-батыр». Учёный записывала произведение у 86-летней сказительницы Асмы Усмановой, которая знала эпос не по известным из книг текстам, а по памяти, в том виде, в каком услышала его от прежних сказителей — своих предков. « “Урал-батыр” по своей архаичности и мифологичности считается одним из самых древнейших среди всех тюркских эпосов», — рассказала учёный.

 

«Сказительство — это дар».
Гость форума из Кыргызстана кандидат филологических наук Талантаалы Бакчиев —потомственный сказитель эпоса «Манас», героического повествования о богатыре, объединившего кыргызов, которое вошло в книгу рекордов Гиннеса как самый большой эпос в мире. «Мы часто говорим, что сказительство — это творчество, искусство, мастерство. Но прежде всего это дар. Мой дар пришёл ко мне от деда в пятом поколении. Он тоже был сказителем», — рассказал Бакчиев.

 

Не только песни, но и танцы.
Учёные трёх стран подытожили Первый сибирский форум фольклористов мастер-классом народных танцев.

 

Осуохай — древний танец якутов.
Айталина Мойтохонова научила коллег водить необычный хоровод: где все по кругу повторяют за запевалой, который поёт что видит: по аллитерации – с какой буквы начинает, с той и заканчивает.

 

На такой веселой ноте завершился форум фольклористов.
Организаторы отметили, что форум стал значимым событием в развитии отечественной и зарубежной фольклористики, а также обратили внимание на острую нехватку этномузыковедов для исследования фольклорных памятников ряда сибирских и особенно дальневосточных этносов.

http://www.sbras.info/photo/sokhranyaya-narodnye-traditsii-sibiri