Эдуард Курченко: «Среди моих учеников есть люди абсолютно разных профессий»

Системный администратор ФИЦ «Якутский научный центр СО РАН» Эдуард Курченко стал кандидатом в мастера спорта по ушу. Заниматься ушу он начал еще в 1988 году, сразу после службы в рядах вооруженных сил, но лишь только в зрелом возрасте Эдуард Юрьевич увлекся традиционным направлением этого вида спорта — тайцзицюань.  

О том, что собой представляет это традиционное направление ушу, и как в нем добиться успехов, нам рассказал кандидат в мастера спорта Эдуард Курченко:

— В составе группы ушуистов из г. Якутска мы регулярно ездим в Китай, заниматься в школе Тайцзицюань, которая располагается в деревне Чень Цзя Гоу. Нас там с утра и до вечера тренируют мастера 19 и 20 поколений. Это утренняя тренировка, самостоятельная, чаще всего суставная разминка, потом завтрак, затем 2-3-х часовая тренировка с мастером, потом обед, быстрый сон и еще одна тренировка с мастером, а вечером — самостоятельная тренировка. И ты занимаешься в течение дня около 8 часов! От этого идет активный прогресс и рост, поэтому после семинаров у мастеров приезжаешь к себе домой и в буквальном смысле чуть ли не летаешь.

— Я участвовал во многих чемпионатах Дальнего Востока и России. Три раза участвовал на чемпионатах Европы, где завоевывал серебряные и бронзовые медали. А в 2017 году на чемпионате в Грузии мне удалось получить три золотые медали. Это дало мне возможность съездить на чемпионат мира в г. Эмейшань (КНР) и завоевать там две бронзовые медали.

— Для того чтобы стать мастером спорта по ушу, нужно участвовать в чемпионатах России, анонсированных Госкомспорта РФ, в которых принимают участие спортсмены со всех регионов Российской Федерации. На кандидата в мастера спорта нужно в нескольких номинациях получить в балловой системе не меньше 8,7 баллов. На мастера спорта нужно получить уже не меньше 9,1 балла в трех категориях. Поэтому мне еще предстоит готовиться и расти до мастера спорта.

— Спорт у нас неконтактный. На соревнованиях мы исполняем индивидуальные упражнения, которые квалифицируются судьями, а их на чемпионатах минимум 10 человек. Судейская коллегия разбивается на две категории: одни судят общее впечатление, другие судят технику.

— Мы показываем так называемые формальные комплексы. По китайской терминологии их называют «тао лу». И они исполняются в различных вариантах без оружия, а затем мы показываем обязательные комплексы с коротким оружием холодным, либо с длинным древковым оружием. Обычно это мечи, сабли, посохи, копья, алебарды и т.д. Спортсмен в китайской традиции должен владеть 18 видами холодного оружия.

— У меня, конечно же, есть собственное оружие. В любой восточной традиции меч — это отображение души воина, и меч должен быть твой собственный. Зачастую, если ты одалживаешь у кого-либо его личное оружие, то бывает так, что чужой меч тебя не слушается, потому что каждый человек очень сильно пропитывает свое оружие собственной энергетикой. Можно сказать, что в практике Китая работа с холодным оружием — это тренировка для увеличения твоей энергетики. То есть это не просто махание палкой, а именно наработка. Поэтому у них есть такая интересная поговорка, что работая с мечом, человек увеличивает свое «Ци», то есть энергию тела. Сабля увеличивает решимость, а копье используется для увеличения мудрости.

— Всё свое традиционное оружие я покупал в Китае, потому что в России найти достойный клинок весьма проблематично. Перед выездом за рубеж мы сертифицируем всё оружие в лаборатории судебной экспертизы и получаем справку о том, что наш спортивный инвентарь не является холодным оружием в чистом виде и поэтому на таможне проблем не возникает.

— В планах у меня — увеличить количество людей, увлеченных ушу, но не ради фитнеса, а именно осознанно занимающихся древней традицией. Китайская традиция очень интересная и не является спортом в чистом виде. Традиционное ушу — это, прежде всего, образ мышления, то есть противостояние силе с помощью пустоты и мягкости, позволяющее порой нивелировать любую агрессию. И поэтому ушу это не спорт в чистом виде, это образ жизни. При этом люди приходят к нам, прежде всего, за здоровьем. Также планирую аттестовать хотя бы трех-четырех своих старших учеников, и постараться, чтобы они тоже смогли получить спортивные разряды.

— В этом году мы будем выступать на Чемпионате Республики, а впоследствии я их повезу на Чемпионат Дальнего Востока для дальнейшего развития. А сам я планирую выполнить именно мастерский разряд, чтобы уже точно закрепиться в своем росте.

— Среди моих учеников есть люди абсолютно разных профессий. Но все они — люди, очень увлеченные ушу. В нашей группе 14 человек, и она постепенно растет. Радует, что начали появляться молодые ребята, которым нет еще 30 лет. Ведь у нас считается, что тайцзицюань — это удел бабушек и  дедушек в пижамах, которые чего-то там машут. На самом же деле это одна из систем, позволяющих выживать человеку на улице. Она изначально создавалась как средство самообороны, ведь недаром «тайцзицюань» переводится как «кулак великого предела».

Подготовила Мария Ефремова

Фото из личного архива Эдуарда Курченко

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх