Юрий Слепцов: «По преданиям, на борьбу с эпидемией оспы встали шаманы»

В полевой сезон 2019 года Момским отрядом этнографической экспедиции Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН были обследованы ранее малоизвестные места проживания северных якутов в Момском улусе в окрестностях с. Хонуу, Чибагалахского национального наслега и в местности «Зашиверск».
Подробнее об экспедиции рассказывает кандидат педагогических наук, младший научный сотрудник отдела археологии и этнографии ИГИиПМНС СО РАН  Юрий Слепцов.

— Юрий Алексеевич, расскажите, пожалуйста, в каких районах проживают северные якуты?

— Проживают в основном в Абыйском, Аллаиховском, Верхнеколымском, Верхоянском, Момском, Среднеколымском и в Усть-Янском улусах. Якуты ушли на Север в поисках новых земель и угодий. Многие считают, что якуты переселились на север в результате междоусобиц (кыргыс кэмигэр). По исследованиям Сэhэн Боло, Андрея Саввина и других, устанавливается, что якуты освоили северные территории в результате поиска новых земель для проживания. Происходило это таким образом: взрослые сыновья должны были искать для своей семьи новые земли, а не обосновываться в отцовских владениях. В семье обычно оставался самый младший ребенок и ему передавалось всё имущество родителей. Вот так, постепенно, они расселялись друг от друга, находили себе новые пастбища и луга. И еще один немаловажный фактор расселения это создание новых семей. Парни уезжали на Север в поисках жен, там и оставались.

Традиционно, северные якуты вели полукочевой образ жизни: летом они обязательно выезжали в летники, где скот мог находиться на вольном выпасе.

Якутское жилище в Ураса Хонуулаах
Скребок, обнаруженный в местности Кумах Сысыы

— Что интересного было обнаружено в ходе экспедиции?

— Я исследовал места проживания якутов вдоль Индигирки от села Хонуу до Зашиверска и обнаружил останки различных жилищ северных якутов, а также останки воздушного захоронения — арангас.

Кроме этого, в ходе экспедиции мы искали наскальные рисунки, описанные в 1940 году известным исследователем якутской культуры, этнографом Андреем Андреевичем Саввиным, являвшимся научным сотрудником Института языка, литературы и истории при СНК ЯАССР (ИЯЛИ). Он писал, что наскальные петроглифы находятся в 5 км от Зашиверска по реке Кириэстээх. Но, к сожалению, старинные названия рек и ручьев не сохранились, поэтому о каком именно водоеме шла речь неизвестно. Мы обследовали места возможного нахождения наскальных рисунков по реке Колядин, но петроглифов не обнаружили.

Арангас на северной окраине Орто Дойду

— Обнаруженный Вами арангас является могилой шамана?

— Да, судя по атрибутам захоронения, это могила шамана или удаганки. Для шаманских захоронений характерны определенные атрибуты — вырезанные из дерева фигурки птиц и зверей. Находится этот арангас в Чыбагалахском  национальном наслеге на северной окраине населенного пункта Орто Дойду.

Вообще, в старину, такие погребения встречались довольно часто. Мы предполагаем, что они, по-видимому, были зимним видом захоронений. Можно считать, что якуты верили, что если человека похоронить в арангасе, то он попадёт в рай (по христианским понятиям), а по верованиям якутов — в Верхний Мир. Иначе поступали с самоубийцами. Якуты хоронили их вниз лицом, в лесу, и чтоб никто эту могилу не увидел, над ней не ставили никаких надписей и сооружений. Якуты верили, что если похоронить самоубийцу вверх лицом, то его душа выйдет из тела и останется в среднем мире, превратившись в ёр, и будет досаждать живым людям.

— Отличалась ли одежда северных якутов от одежды малочисленных народов севера?

— В результате длительных контактов одежду северные якуты частично переняли у эвенов как наиболее приспособленную к экстремальному холоду. У них был хорошо развит товарообмен.

— Из чего строили жилища северные якуты?

— Из дерева. Первооткрыватели, первые русские землепроходцы называли жилища якутов юртами, а не балаганами или избами. Юрта представляла собой деревянное строение восьмиугольной или шестиугольной формы, т.е. округлой формы, напоминающей юрту.

Останки жилища северных якутов

— Сколько человек принимало участие в экспедиции?

— Всего двое — я и один проводник из числа местных жителей.

— Не страшно ли было работать, ведь кругом множество диких зверей?

— Около нашей стоянки было много медведей, это их территория. Но они никогда не заходили на саму базу. Когда мы уходили в маршрут, проводник всегда громко объявлял: «Мы уходим, мы вас не трогаем, и вы нас. Если побеспокоите нас, то разговор будет другой». Он всегда говорил, что медведи наблюдают за нами и находятся очень близко. Я лично видел много свежих медвежьих следов, оставленных буквально минут за 5-10 до нашего прихода. Самих же медведей не замечал. Они никогда нас не беспокоили.

Ю.А. Слепцов в окрестностях села Хонуу

— Во время экспедиции Вы приняли участие в мероприятиях, посвященных 380-летию основания города Зашиверска. Не опасно ли заходить на территорию города, вымершего от эпидемий черной оспы?

— Зашиверск и располагавшийся неподалеку от него поселок Полоусный исчезли в результате двух эпидемий оспы, первая была в 1773 году, вторая — в 1883. От оспы умерло очень много людей. Ко второй эпидемии Зашиверск уже потерял статус города, из-за сократившегося числа жителей и экономического упадка. Люди переселялись в Абыйский и в Верхоянский улусы, часть зашиверских русских мещан (крестьян) перебралась в Русское Устье. А какая-то часть жителей, в основном якуты, ушла в сторону села Хонуу.

Эпидемия оспы поначалу распространилась в Верхоянском районе, а затем пошла дальше. От нее сильно пострадали юкагиры, так как они вели оседлый образ жизни. Рядом с Зашиверском была местность «Омук куората», где жило множество юкагиров, можно сказать, город юкагиров. Легенда гласит, что когда над этой местностью пролетала чайка, то у неё от дыма многочисленных жилищ и костров успевало пожелтеть брюхо. То, что от оспы умерло много юкагиров, проживавших рядом с Зашиверском, вообще замалчивается, как и погибель русского поселка Полоусный. У нас широкую огласку получила лишь гибель самого Зашиверска, но ведь вместе с ним с лица земли исчезли и близлежащие поселения. Эвены и якуты пострадали меньше, потому что первые вели кочевой образ жизни, а вторые жили разрозненно.

380-летие Зашиверска

По преданиям, на борьбу с эпидемией оспы встали шаманы. Об этом есть несколько легенд. По одной из них, шаман Саргыл, уводя своих людей от оспы, решил вступить в бой с этой болезнью в местности Ойусардах возле села Хонуу. Он принял образ быка и встретил оспу, которая тоже была в образе быка. Они долго боролись, никто из них не победил, никто из них не проиграл. Оспа, поняв, что не может одолеть шамана, вернулась обратно туда, откуда она пришла. И тогда Саргыл «поставил» возле устья реки Эсэлях, на горе Ыныыр Таас защиту, так называемый «шаманский самострел» против оспы — Айа, и сказал: «Никто из великих шаманов не сможет разрядить этот самострел. Его сможет разрядить только оспа, да и то побоится». Говорят, что этот невидимый человеческому глазу шаманский самострел до сих пор стоит на том месте.

В наши дни на территорию города заходить можно, я сам не раз там бывал. Но не желательно вести там раскопки. Потому что споры оспы вполне могли сохраниться в толще вечной мерзлоты.

Беседовала Мария Ефремова

 Фото из личного архива Юрия Слепцова.

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх