Ученые разных стран мира собрались на 11-й Международный симпозиум по инженерному мерзлотоведению. Его впервые проводят в Магадане. Его участники обсуждают проблемы оттайки «вечного холода» и предлагают инженерные решения по строительству зданий и дорог на Севере.
Говорить о «вечной мерзлоте», ее особенностях и поведении в разных частях планеты собравшиеся на симпозиуме в Магадане могут часами. Но главная проблема на самом деле одна: что делать человеку, когда мерзлота отступает и начинает таять. Для китайской делегации из сорока ученых этот вопрос не менее актуален, чем для российских. Тем более, что впереди реализация множества совместных проектов на Дальнем Востоке России. У Чинбой, заведующий лабораторией инженерной геокриологии Института экологических и инженерных исследований холодных и аридных регионов АН КНР: Мы будем обсуждать будущее наших мощных проектов между Россией и Китаем. Мы хотели бы строить высокоскоростную железную дорогу из Пекина до Москвы. И здесь проблемы, связанные с мерзлотой.
Проблемы, связанные с мерзлотой, это, прежде всего, разрушение зданий и дорог на всем Северо-Востоке России. В Магадане, к примеру, из-за неожиданной оттайки грунта пострадал один из Домов культуры. Его основание покосилось, здание пошло трещинами. По данным ученых, русская Арктика нагревается на одну десятую градуса ежегодно. В северных регионах фиксируют повышение среднегодовых температур.
На вечную мерзлоту влияет не только изменение климата, но и деятельность человека. Построенные дома выделяют тепло, и мерзлота постепенно подтаивает. Насколько быстро и что делать, если процесс ускорится, ученым еще только предстоит выяснить. Но уже сейчас понятно вечная мерзлота оказалась не такой уж и вечной.
На региональных и федеральной трассах оттайка вечной мерзлоты означает проседание дороги. Кроме того, на поверхность часто выходят подземные воды, о существовании которых раньше и не догадывались. В таком случае, говорят ученые, нужно досконально изучить грунты и дать рекомендации строителям. Среди них есть и совсем простые советы.
Михаил Железняк, директор Института мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН: Если нужно понизить температуру, нужно убрать с территории снежный покров в зимний период. Это позволит понизить температуру. Это тоже метод управления тепловым режимом грунтов.
С проблемой оттайки вечной мерзлоты сталкиваются и рудники, добывающие на Колыме золото, а в Якутии алмазы. В этой ситуации у каждого предприятия свои решения.
Александр Дроздов, начальник отдела инноваций Мирнинского ГОКа: Здания инженерных сооружений компании оснащаются замораживающими установками, которые помогают поддерживать мерзлое состояние грунтов для того, чтобы не происходило деформации зданий.
Оттайка вечной мерзлоты влияет на климат во всем мире. Ученые обнаружили в арктическом регионе около семи тысяч подземных газовых пузырей. Пробы показали многократное превышение содержания парниковых газов в пузырях по отношению к средним уровням в атмосфере. Под арктическими морями оттаивает дно. Уровень мирового океана постепенно растет.
Леонид Гагарин, научный сотрудник Института мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН:
Это может увеличить парниковый эффект, который у нас существует. Ну и за счет этого будет нагреваться. Это взаимосвязанный процесс повышения температуры воздуха. Изменение климата будет усугубляться.
Решить все возникающие с таянием вечной мерзлоты проблемы можно только изучив весь этот процесс досконально, говорят ученые. В каждом регионе он уникален.
Симпозиум по инженерному мерзлотоведению как раз должен помочь разработать методику. Здесь же ученые обменяются опытом проведения диагностики.