Из интервью генерального директора ФИЦ «ЯНЦ СО РАН»,
доктора технических наук, профессора,
член-корреспондента РАН
Михаила Петровича Лебедева газете «Якутия».
О технологическом суверенитете
— В условиях экономических санкций со стороны западных стран нам надо усиливать технологический суверенитет, чтобы Россия была самодостаточной, чтобы мы были конкурентоспособны на мировой арене. Для решения этой задачи работает каждый из наших семи научно-исследовательских институтов, все наши научные структуры. Руководствуемся мы государственным заданием Правительства РФ, поэтому являемся государевыми людьми.
Особенность нашего ФИЦа — расположение в арктической зоне, где находятся ещё несколько федеральных исследовательских центров РАН — Кольский, Архангельский и другие. Но, несмотря на сходные условия, у каждого региона своя специфика, а у каждого ФИЦа — своя задача.
К примеру, наша связана, в первую очередь, с изучением воздействия экстремально низких температур не только на живые организмы, но и на сложные технические сооружения. Таких перепадов температур, которые присущи нашему региону, нигде нет, в связи с чем у нас должны разрабатываться новые материалы, новые технологии, которые будут надежно служить человеку в этих условиях.
В конечном счёте, наша деятельность направлена на то, чтобы обеспечить максимальный комфорт людям, живущим в нашем суровом крае. Поэтому вопросы биотехнологии, аграрной безопасности, решение социальных задач тоже входит в программу наших междисциплинарных исследований. Все, что мы изучаем, от космических лучей до почвы криолитозоны — все должно быть изучено комплексно, чтобы пойти на пользу человеку.
А чтобы получить более эффективные научные решения, мы подготовили программу научно-технологического обеспечения стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года.
Программа эта будет консолидировать и выполнять междисциплинарные проекты.
В ноябре прошлого года руководители «арктических» ФИЦев, собравшись в Якутске, обсудили ее основные положения. Совсем скоро, в декабре, также пройдет выездное заседание с участием уже не только руководителей, но и конкретных специалистов, где мы будем высказывать свои соображения по поводу программы, дорожной карты и выработаем окончательные предложения, которые в итоге и представим в государственные органы.
О международном сотрудничестве
— Без консолидации наука невозможна. И развитие в отрыве от мировой научной общественности невозможно. У науки нет границ. К счастью, международных партнеров у нас много, и связи с ними крепкие. К примеру, наши европейские коллеги, которые изучают климат, очень заинтересованы в совместных дальнейших исследованиях.
Само собой, тесное партнёрство у нас с коллегами из Китайской Народной Республики. Сохраняются связи и активное сотрудничество с научными учреждениями бывших союзных республик, особенно азиатских.
К сожалению, у нас пока нет возможности лицом к лицу подискутировать, обсудить полученные в ходе исследований результаты, приходится довольствоваться видеосвязью, но и мы, и наши коллеги с нетерпением ждем того времени, когда сможем вновь собраться за круглым столом.
Что же касается оборудования… До реформы я был членом приборной комиссии Сибирского отделения РАН, и могу сказать, что мы каждый год закупали оборудование для коллективов ЯНЦ примерно на один миллион в долларовом эквиваленте. Но вместе с тем вопрос импортозамещения поднимался уже тогда, и это касалось тех приборов, которые выпускали сами научные коллективы, институты. В РАН есть подразделения, производящие конкретные приборы и конкретные изделия, которые позволяют получать научные результаты мирового значения. Чтобы приобрести их, надо было выдержать приличный конкурс. То есть мощности есть, и их надо развивать.
Конечно, приборы, выпускающиеся в западных странах, мы сейчас не можем получить, но можем регулировать потоки, и это регулирование пойдет через Китай. С КНР у нас отношения хорошие, а качество производимых ими приборов высокое.
О кадрах
— Не может наука развиваться и без обновления кадров, без преемственности поколений. Специфика науки такова, что должен быть учитель и ученики.
Одна из форм привлечения молодых — открытие молодежных лабораторий. У нас они в основном занимаются разработкой технологий и материалов, необходимых для наших инфраструктур — транспорта, ЖКХ, магистральных транспортных систем
Впрочем, одна из первых лабораторий была открыта в Институте гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера.
Ещё одна лаборатория связана с изучением наших минерально-сырьевых ресурсов. Это новые направления, они не дублировали исследования наших институтов. После трех лет работы мы убедились, что результаты есть, и хорошие. В итоге они продолжают свои исследования.
Позже мы выиграли конкурс научно-образовательного центра «Север — территория устойчивого развития», и были дополнительно открыты ещё две лаборатории.
Любая традиция передается из рук в руки, научная — не исключение, поэтому важно, чтобы в составе молодежной лаборатории был один квалифицированный специалист-руководитель, кандидат или доктор наук.
К работе же привлекаем даже вчерашних студентов по программе Правительства России «Трудоустройство выпускников университетов в научные коллективы».
Молодежным лабораториям мы уделяем серьезное внимание: не только собираем их в коллективы, но и комплексно укрепляем, обеспечивая финансово, оборудованием и не выпуская из поля зрения социальную часть. Так что у нас есть все основания надеяться, что со временем эти лаборатории расширятся, пустят корни.
О юных талантах
— Люди, идущие в науку, обладают особенным складом ума и характера. Тут и одержимость в хорошем смысле этого слова должна присутствовать, и талант.
Кстати, про талант. В Сибирском отделении РАН подготовкой специалистов занимаются со школьной скамьи, проводят олимпиады по биологии, химии, математике, физике. Один мой хороший знакомый из Новосибирского института катализа с советских времён организует одну из таких олимпиад, объездил всю Сибирь, не раз бывал и у нас, и вот он на мой вопрос о проценте одаренных детей ответил, что процент этот сохраняется без изменений ещё с тех лет до наших дней, и самое главное — сохраняется повсюду. В самой отдаленной деревне можно найти талантливого ребенка. Потому перед нами, сотрудниками ФИЦ, научных институтов, СВФУ, стоит задача — выявлять таких детей, чтобы своевременно дать им соответствующую подготовку.
В нашей республике есть две базовые школы РАН: Физико-технический лицей имени Владимира Петровича Ларионова и Якутский гуманитарный лицей. Как член РАН я являюсь координатором обеих школ. Надеюсь, что двумя этими базовыми школами мы не ограничимся.
Кюннэй Еремеева, газета «Якутия»