В новосибирском Академгородке прошёл I Сибирский форум фольклористов . Он собрал языковедов, антропологов, этнографов, историков, культурологов и других специалистов, которые занимаются изучением и сохранением культурного наследия коренных и переселенческих народов Сибири. Однако об устном народном творчестве можно было узнать не только в научных докладах. Учёные устроили концерт, где представили уникальные материалы — былины, сказания, эпосы, собранные ими в экспедициях.
Первыми зазвучали якутские народные песни.
Айталина Мойтохонова из Республики Саха носитель живой фольклорной традиции. Она представила коллегам тойук — уникальный сложнейший вид народного пения, в основе которого лежит импровизация.
Бытовой и лирический дэгэрэн. Также Айталина исполнила песни Вилюйского региона в стиле дэгэрэн. Эти и многие другие народные композиции она сама собрала в экспедициях и теперь передаёт ученикам.
Аутентичный фольклор в мегаполисе. «Ансамбль сибирской песни» не просто поёт фольклор, но и собирает его в поездках и исследует. На концерте исполнители познакомили слушателей с песнями местных локальный традиций.
Стенка на стенку. Коллектив представил народные традиции Новосибирской области, в том числе, песни этнических белорусов, проживающих в Крутихе, и старообрядцев из Болотинского района. Также ансамбль показал необычный вариант хоровода, который водится стенка на стенку.
Мифы и легенды Горной Шории. Старший научный сотрудник Института филологии СО РАН кандидат филологических наук Любовь Никитовна Арбачакова занимается исследованием современных эпических традиций горных шорцев — малочисленного, но самобытного народа. Помимо науки фольклорист увлекается живописью и поэзией.
Хакасский тахпах. Марина Султрекова из Новосибирской консерватории им. М.И. Глинки исполнила тахпах — один из самых популярных песенных жанров хакасского фольклора. Музыкант сыграла лирическую песню на хомысе — хакасском народном щипковом инструменте типа лютни.
На таком инструменте исполняются песни лесных духов. Александр Перов из Югры (Ханты-Мансийский автономный округ) также учится в новосибирской консерватории. Он познакомил публику с мансийскими народными ритуальными наигрышами. В руках Александра санквылтап — струнный безладовый финно-угорский инструмент. Он используется как в культовых практиках, так и для обычного музицирования.
Народный и героический эпос Бурятии. Энхэ Эрдынеев представил бурятские народные песни: хвалебную, посвящённую стрелку, который поразил на охоте добычу, и застольную — она исполняется на свадьбах и больших торжествах в Бурятии.
Горловое пение каем подземного мира! Виталий Каланаков отмечен на Курултае сказителей 2015 года в номинации «Горловое пение». Издревле сказители перед песней сперва благословляли свой инструмент, хозяев гор, Алтая, а потом уже начинали сам эпос. Виталий исполнил благопожелание, а затем продемонстрировал кай — горловое и гортанное пения, распространённые среди коренных жителей Алтая. Кай бывает нескольких видов: подземного, среднего, верхнего небесного мира. Виталий представил сказание о богатыре каем подземного мира.
Ансамбль «Полынь» неоднократно был в экспедициях. Руководитель ансамбля Тарас Выхристюк рассказал о фольклорных традициях семейств Забайкалья: «Это очень интересный субэтнос. Он состоит из потомков староверов, которые 250 лет назад жили в Белоруссии (теперь это территория современной Польши), а затем подверглись «выгонке». Сейчас этнос проживает в Сибири, и с его устным народным творчеством нам удалось познакомиться».
Мелодии, считающиеся утраченными. Доктор филологических наук Розалия Султангареева исполнила памятник башкирской словесности — эпос «Урал-батыр». Учёный записывала произведение у 86-летней сказительницы Асмы Усмановой, которая знала эпос не по известным из книг текстам, а по памяти, в том виде, в каком услышала его от прежних сказителей — своих предков. « «Урал-батыр» по своей архаичности и мифологичности считается одним из самых древнейших среди всех тюркских эпосов», — рассказала учёный.
«Сказительство — это дар». Гость форума из Кыргызстана кандидат филологических наук Талантаалы Бакчиев —потомственный сказитель эпоса «Манас», героического повествования о богатыре, объединившего кыргызов, которое вошло в книгу рекордов Гиннеса как самый большой эпос в мире. «Мы часто говорим, что сказительство — это творчество, искусство, мастерство. Но прежде всего это дар. Мой дар пришёл ко мне от деда в пятом поколении. Он тоже был сказителем», — рассказал Бакчиев.
Не только песни, но и танцы. Учёные трёх стран подытожили Первый сибирский форум фольклористов мастер-классом народных танцев.
Осуохай — древний танец якутов. Айталина Мойтохонова научила коллег водить необычный хоровод: где все по кругу повторяют за запевалой, который поёт что видит: по аллитерации – с какой буквы начинает, с той и заканчивает.
На такой веселой ноте завершился форум фольклористов. Организаторы отметили, что форум стал значимым событием в развитии отечественной и зарубежной фольклористики, а также обратили внимание на острую нехватку этномузыковедов для исследования фольклорных памятников ряда сибирских и особенно дальневосточных этносов.
http://www.sbras.info/photo/sokhranyaya-narodnye-traditsii-sibiri