Светлой памяти уважаемого коллеги Алексея Ивановича Левина

7 июля 2020 года перестало биться сердце нашего коллеги, главного научного сотрудника отдела ритмологии и эргономики Северной техники ФИЦ «Якутский научный центр СО РАН», доктора технических наук Алексея Ивановича Левина.

Алексей Иванович родился 19 июля 1954 года в с. Тея Кобяйского района Якутской АССР, в дружной многодетной семье заслуженного учителя ЯАССР, участника Великой Отечественной войны Ивана Егоровича Левина и Марии Алексеевны Варламовой.

В шесть лет Алеша Левин поступает в Танаринскую среднюю школу. Его любимыми предметами становятся математика и физика. Алексей активно участвовал в районных и республиканских олимпиадах по этим двум предметам. Занимаясь в радиотехническом кружке, он представил на Республиканской выставке технического творчества школьников шесть работ, две из которых были отмечены дипломами. В 1970 году собранный Алексеем Левиным электронный сигнализатор экспонировался на Всероссийской выставке технического творчества школьников.   

В 1972 году Алексей Иванович поступил на физико-математический факультет Якутского государственного университета. Будучи способным студентом, во время учебы он работал в Республиканской физико-математической школе при Якутском госуниверситете. В 1975 году научные доклады, написанные им в соавторстве, были отмечены дипломами I и II степени на научной конференции студентов в г. Львове. Дипломную работу Алексей Левин защитил на «отлично», и успешно окончив ЯГУ в 1977 году, он начинает свой трудовой путь с должности программиста вычислительного центра Статуправления ЯАССР.

В 1980 году Алексей Иванович пришел в науку. В Институте физико-технических проблем Севера СО РАН он работал старшим инженером, научным сотрудником, старшим научным сотрудником, заведующим лабораторией и заведующим отделом. После учебы в аспирантуре Института машиноведения им. А.А. Благонравова АН СССР в 1985-1988 годах, Алексей Иванович защитил диссертацию на соискание степени кандидата технических наук на тему «Трещиностойкость магистральных газопроводов с учетом эксплуатационных условий Севера», а в 2002 году — докторскую диссертацию на тему «Хладостойкость и надежность трубопроводов Крайнего Севера». В 2006 году он перешел на должность главного научного сотрудника ИПНГ СО РАН. А с 2008 года Алексей Иванович работал в отделе ритмологии и эргономики Северной техники ЯНЦ СО РАН.

Алексей Иванович Левин — известный ученый и специалист в области механики деформирования и разрушения материалов, конструкционной прочности, надежности и безопасности сложных технических систем; автор и соавтор более 120 научных, научно-технических и учебно-методических работ, в том числе 2 монографий, 4 учебных пособий и учебников, 100 статей, 2 патентов. Основные направления его научно-исследовательской деятельности связаны с исследованиями работоспособности, хладостойкости и надежности трубопроводов и крупногабаритных металлоконструкций в условиях Крайнего Севера. Им сформулированы научные основы количественной оценки трещиностойкости тонкостенных металлоконструкций; оценено влияние природно-климатических условий и режима эксплуатации на работоспособность этих конструкций; разработаны расчетно-экспериментальные методы оценки хладостойкости и надежности трубопроводов с учетом масштабных и эксплуатационных факторов. Результаты научных работ Алексея Ивановича Левина используются в практике проектирования тонкостенных металлоконструкций для обоснованного выбора марки стали и принимаемых конструктивных решений, а также при разработке практических рекомендаций по эксплуатации трубопроводов и сосудов высокого давления, эксплуатирующихся в условиях низких температур. Во время работы в отделе ритмологии и эргономики Северной техники он занимался научными проблемами повышения  эксплуатационной надёжности техники в условиях Севера.

Доктор технических наук Алексей Иванович Левин принимал активное участие в подготовке высококвалифицированных кадров. Трое его учеников стали кандидатами технических наук. В 2002-2006 гг. он был членом диссертационного совета Д 003.039.01 Института физико-технических проблем Севера СО РАН.

Алексей Иванович читал курсы и руководил дипломными работами студентов в должности профессора кафедр «Сварка, диагностика и мониторинг конструкций» ЯГИТИ, «Сопротивление материалов» и «Технологии ремонта машин и механизации» СВФУ, работал  председателем ГАК ряда специальностей Автодорожного института СВФУ. Много внимания он уделял работе с талантливыми детьми, работая экспертом Всероссийской и региональной научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее», а также республиканской научно-практической конференции «Шаг в будущую профессию».

Алексей Иванович активно участвовал в научной и общественной жизни Якутского научного центра СО РАН, и был отмечен рядом наград и поощрений: почетное звание «Заслуженный ветеран Сибирского отделения Российской академии наук»; Почетная грамота Президиума Сибирского отделения Российской академии наук; Почетная Грамота Президиума Российской академии наук; Грамота Российской академии наук; Золотой знак ИФТПС СО РАН; Почетная грамота Министерства науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия); Почетная грамота Президиума ЯНЦ СО РАН; юбилейная медаль «100 лет профсоюзам России»; Серебряный знак Сибирского отделения Российской академии наук; знак ЯНЦ СО РАН «За полезные обществу научные труды».

Своими воспоминаниями поделилась д.т.н., профессор Софья Яковлевна Петрова:

«Горькое известие о том, что не стало Алексея Ивановича Левина, нашего товарища, коллеги, друга, застало меня очень далеко от Якутска.  Поэтому не довелось попрощаться с ним и проводить в последний путь. Помню его живым – всегда приветливым, радушно улыбающимся. И может из-за этого так сложно писать о нем в прошедшем времени – о человеке, который очень много значил для нас, его коллег и товарищей, друзей.

В жизни всегда есть знаковые люди, в которых всегда можно быть уверенным – в том, что поддержат, не подведут, поймут в непростые моменты жизни. Если что-то пообещают, то приложат все усилия для выполнения обещанного. И вообще – люди, несущие ощущение позитива, умеющие подбодрить. Даже если у самих какие-то проблемы… И Алексей Иванович был именно таким человеком. Видела, как в институте люди с искренней радостью приветствовали его при встрече. И лицо Алексея Ивановича озаряла ответная улыбка. Сразу завязывался дружеский разговор  –  пусть даже очень короткий, на несколько фраз, но обоюдно теплый и заинтересованный. Я тоже всегда, увидев его, испытывала это чувство  –  как славно, что вот он здесь – на семинаре, на заседании или даже просто встретился в коридоре или кабинете института. Вспоминаю случайную встречу в Москве – выходя рано утром из гостиницы, увидела Алексея Ивановича с супругой Татьяной Васильевной, тоже спешивших по своим делам. И даже совсем короткое общение с этой парой замечательных, таких сердечных и чутких людей, дало на весь день отрадное ощущение двойного позитива.

Да, Алексей Иванович сразу вызывал расположение к себе – доброжелательностью, улыбкой, в нем сразу ощущались отзывчивость, деликатность, воспитание, культура. И при этом – надежность и ответственность. Человек тонкой душевной организации, Алексей Иванович очень хорошо чувствовал людей, ценил, умел без слов понять их переживания, понять мотивы, принять это. Бывало, когда у сотрудников института случались сложные жизненные ситуации, именно Алексей Иванович шел к ним, находил нужные слова, чтобы человек преодолел обстоятельства, а иногда и себя. Хочется рассказать, например, как однажды у одного соискателя перед защитой диссертации, случился упадок сил, может даже срыв. Никак не могли его найти, волновались. И никто иной, как Алексей Иванович, сразу предпринял все усилия, чтобы разыскать человека, поддержать, причем не только уговорами, но, как я поняла, и жестким словом. В результате защита у этого соискателя прошла блестяще.

Вспоминается заседание диссертационного совета по защите самим Алексеем Ивановичем его докторской диссертации. Было лето 2002 г. Присутствовали многие из наших старших коллег, которых сейчас, увы, тоже нет рядом с нами… Председательствовал Владимир Петрович Ларионов. Заседание прошло очень активно, соискателю задали много вопросов, возникла оживленная дискуссия, и в итоге все единогласно проголосовали «за». Диссертация называлась «Хладостойкость и надежность трубопроводов Крайнего Севера». В ней рассматривались причины разрушения северных трубопроводов, были проанализированы факторы, влияющие на их прочность и надежность. Был обоснован новый двухпараметрический критерий механики разрушения, включающий временную зависимость трещиностойкости материала. В конечном итоге были разработаны расчетно-экспериментальные методы оценки хладостойкости и надежности трубопроводов в наших северных условиях. Работа получила хороший отклик у коллег – пришли положительные отзывы из известных в стране научных организаций: Института металлургии и материаловедения им. А.А. Байкова РАН, Института машиноведения им. А.А.Благонравова РАН, Центрального научно-исследовательского института технологии машиностроения и др. Пришли два отзыва из Киева – из Института электросварки им. Е.О. Патона и из Института проблем прочности. В обсуждении выступили многие члены совета. Все они поддержали работу Алексея Ивановича, подчеркнули, что он сумел организовать экспедиционные работы и провести не только натурные исследования на действующем магистральном газопроводе, собрать уникальные данные, но и выполнить большой объем испытаний по определению механических свойств и характеристик трещиностойкости трубных сталей, а также сложный цикл натурных испытаний. Все отметили, что это требует большой организационной и творческой работы и показывает высокую квалификацию автора. Это подтвердил и выступивший в заключение академик Ларионов В.П., оценивший защиту докторской диссертации А.И. Левина как знаменательное событие для ИФТПС. Вспоминая становление Алексея Ивановича как ученого, Владимир Петрович вспомнил также его активное участие в составлении нормативных документов при работе в комиссии по механике разрушения Госстандарта СССР под руководством член-корреспондента АН СССР Н.А.Махутова. И подчеркнул, что результаты диссертации могут быть развиты до уровня основы для нормативных документов по оценке остаточного ресурса и безопасности трубопроводов Крайнего Севера.

Как руководитель, Алексей Иванович всегда был готов выслушать мнение починенных. Если не соглашался, то не отвергал предложение сходу, а старался обосновать почему и убедить. В случае, когда предложение было рациональным, то оно принималось, а его автор слышал слова признательности и в дальнейшем его авторство обязательно упоминалось. Мне нравилось, когда он председательствовал на семинарах или собраниях, руководил мероприятиями – он проводил их как-то и динамично и в то же время без суеты, в его присутствии возникала атмосфера спокойствия и уверенности.

Он был очень, что называется, компанейский человек. Умел не только  поработать, но и повеселиться. Мог провести не только научное мероприятие, но и праздничное застолье, успешно справляясь с обязанностями тамады и создавая непринужденную обстановку, вовремя давая каждому слово и самому находя нужные слова. Наверно, и здесь ему помогало умение чувствовать людей. Я навсегда благодарна ему за один экспромт с организованным им маленьким застольем. Это было в 2009 г. на праздновании Дня науки, которое проводили в Русском драматическом театре. Я тогда лежала в больнице ЯНЦ и, хотя через пару дней собиралась выписываться, никак не планировала участвовать в праздновании. Тут выяснилось, что мне будет вручена важная награда и надо обязательно присутствовать на мероприятии. Пришлось отпроситься, заглянуть домой для приобретения надлежащего вида, и сразу – в театр, где меня уже ждали коллеги, в том числе и Алексей Иванович. По завершении торжественной части я внезапно поняла, что по всем существующим традициям хорошо было бы как-то отметить награду… В растерянности раздумывала –  как быть? Алексей Иванович, видимо, понял мое смятение – как-то внезапно и незаметно под его предводительством наша небольшая группка оказалась в буфете театра, где мы радостно продолжили праздник, я получила поздравления, а за одним мы обсудили многие текущие проблемы и планы. Можно понять, как я была тронута, как благодарна Алексею Ивановичу!

В нашем институте Алексей Иванович начал работать в середине 80-х, тогда мы с ним и познакомились. Но еще до этого я несколько раз мельком встречала его и невольно запомнила. Это было в детском саду №88, куда я иногда заходила за племянником. В группу ходила дочка Алексея Ивановича. Невозможно было не заметить, что он очень любящий и заботливый отец – терпеливо одевал ее, общался с ней, обсуждал как день прошел, отвечал на множество вопросов. Было невозможно не обратить внимание на такие приятные, милые картинки жизни.

Вообще, наверно, у него было то, что называют педагогическим талантом. Как мне кажется, он с удовольствием преподавал и умел общаться с молодежью. Я, конечно, ни разу не была на его лекциях, семинарах, но зато мы вместе с ним несколько раз работали в выпускных аттестационных комиссиях. Он, что называется, был строгим, но справедливым. Не старался въедливо выискивать какие-то огрехи в дипломных проектах выпускников, но умел задать важные принципиальные вопросы. Раза два, когда Алексей Иванович был председателем комиссии, слышала, как он напутствует будущих молодых специалистов, говорит нужные слова, можно сказать – дает путевку в жизнь. Все это, конечно, вызывало огромное почтение и уважение.

Наверно, одна из самых главных черт Алексея Ивановича – это то, что называют интеллигентностью. Подлинной интеллигентностью – от соблюдения самых элементарных правил этикета до того, что мы определяем как порядочность и благородство. Он был очень интеллигентным, очень светлым и душевным человеком. Я благодарна судьбе за знакомство с Алексеем Ивановичем и всегда помню его…»

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх