В преддверии дня рождения с солидной датой и в канун юбилея Великой Победы мы поговорили с выдающимся ученым-физтеховцем, Почетным гражданином Республики Саха (Якутия), Заслуженным энергетиком Российской Федерации, Лауреатом премии им. Г.М. Кржижановского Российской Академии наук за 2017 год, ветераном Великой Отечественной войны, профессором, доктором технических наук Николаем Александровичем Петровым.
— Николай Александрович, расскажите, пожалуйста, каким было Ваше детство?
— Родом я с Нерюктяйинского наслега Мегино-Кангаласского района, сейчас наслег более известен как село Павловск. Родители мои были многодетными и кроме родных детей воспитывали еще и отцовских младших братьев и сестренку. В 8 лет я пошел в первый класс начальной, трехклассной школы, располагавшейся в здании бывшей церкви, и в 1937 году ее окончил. И по окончанию трех классов кого-то надо было видимо наградить. И меня наградили. Часами с ходиками. (Смеется). Затем я перевелся, послушайте только, как красиво звучит — в Хаптагайскую опытно-образцовую национальную неполную среднюю школу. Нас учили прекрасные учителя. Егоров Николай Васильевич вел у нас русский язык, он славился и по линии министерства и человеком был хорошим и внешне был очень красивым. Семен Дмитриевич Алексеев был нашим учителем биологии. Дарья Михайловна Петрова учила нас якутскому языку. Еще нас учили супруги Самсоновы Парфений Никитич и Надежда Евменьевна. Это были выдающиеся учителя. Директором школы был Лука Никифорович Харитонов. Помню, что школьным струнным оркестром руководил учитель по фамилии Хоютанов. И как раз в те годы была волна репрессий, и, так получилось, что его объявили врагом народа и увезли в неизвестном направлении. Больше мы его никогда не видели и ничего о нем не слышали…
Учился я в школе неплохо и по окончании 7 классов поехал в Якутск и поступил здесь в Сельскохозяйственный техникум на землеустроителя. Первый курс я полностью окончил, а во время учебы на 2 курсе меня призвали в армию.
— В годы войны Вы защищали восточные рубежи нашей Родины. Поделитесь, пожалуйста, своими воспоминаниями.
— В этом году отмечается две очень важные даты. Это 75-летие Победы над фашистской Германией, и 100-летие плана ГОЭЛРО. Государственного плана электрификации России. И эти два события, с моей точки зрения, крепко взаимосвязаны. Если бы не успешное выполнение этого плана ГОЭЛРО, то мы вряд ли бы победили немцев. То есть «нехорошие большевики» в течение одной четверти века успели построить социализм, провели индустриализацию, коллективизацию и победили фашистскую Германию! Даже можно сказать, всю Европу победили. Исторически 25 лет — это миг! То есть в результате победы Октябрьской революции, Советский Союз за столь короткое время сумел поднять экономику отсталой царской России. Да так, что уже в конце 43 года наша советская промышленность стала выпускать больше военного вооружения: самолетов, артиллерии и прочего. То есть, оказывается, смена капиталистического, царского, феодального строя на социалистический, дала такой успех, что мы победили до зубов вооруженную фашистскую Германию!
Меня в числе 62 новобранцев призвали на фронт практически зимой. Помню, было очень холодно, стояли морозы. И вот, 15 марта 1944 года нас повезли на машине в сторону Читы. Вы наверно знаете, что тогда среди якутов было много отличных снайперов, но по какой-то причине им не давали звания Героя Советского Союза. Про снайпера Гуляева, говорили, что он, мол, уничтожил более 500 фашистов. Тогда ходили разные слухи. Говорили, что руководство республики видело причину не награждения наших снайперов, в том, что они были людьми необразованными. И поэтому, мол, было решено направлять на фронт более образованных якутов. Да, все из нашего набора, все 62 человека были якутами и практически все мы были образованными, так как являлись студентами техникумов и выпускниками школ ФЗО, тогда было такое фабрично-заводское обучение.
— Как интересно!
— Да. И вот мы доехали до станции, где был штаб Забайкальского военного округа и там нам объявили, что на фронт мы не поедем и повезли нас на станцию Даурия, где располагался военный городок. Мы там служили и нас настраивали, что мы должны быть готовы в составе войск Забайкальского военного округа отразить атаку, если Япония откроет на востоке второй фронт. В 1944 году было проведено 10 сталинских ударов, то есть на западе шло массовое наступление наших войск по всем фронтам. Война уже склонялась в пользу Советского Союза, дело шло к нашей Победе. И когда уже в августе 1945 года наши объявили войну Японии, Верховное Главное Командование, учитывая все, обеспечило переброску военных сил, намного превосходящих силы Японии с запада на восток. Поэтому советско-японская война закончилась за очень короткое время. Мы непосредственно в военных действиях не участвовали, мы рыли окопы. Затем, после окончания военных действий, опасаясь возможного нападения американцев на СССР, 5-6 человек из числа наших ребят, в том числе и меня, отправили учиться в военные училища, расположенные на станции Дивизионной в Улан-Удэ. Готовили из нас офицеров, лейтенантов. А потом нас расформировали и распределили по разным частям. И получается, я еще 5 лет служил в танковых войсках. Я был старшим сержантом, помощником командира взвода. Первое время служил в разведывательном мотоциклетном полку 6-й Гвардейской танковой армии, а потом — в разведывательном батальоне 25-й Сталинградской танковой дивизии. Там я также был помощником командира учебного взвода. Обучал молодых солдат военному делу. И в 1950 году демобилизовался.
— Оо, как долго Вы служили…
— Да. С другой стороны, когда я был на востоке, три моих брата воевали на западе. Один из них, Петров Николай Филиппович, родной брат моего отца Александра Филипповича, так и остался на поле боя. И мы до сих пор мы не знаем, где именно он похоронен…
Оба моих родных брата вернулись живыми. Старший, Степан Александрович Петров, был лейтенантом, дошел до Берлина. Был награжден Орденом Отечественной войны второй степени, медалью «За боевые заслуги», медалями за взятие городов. Второй брат — Иван Александрович, он был на 2 года меня старше, получил свое последнее ранение под Кенигсбергом. Был награжден Орденами Отечественной войны второй степени, Славы третьей степени, медалями за взятие городов. Братья мои были трижды ранены. Можно сказать, что отец наш в какой-то степени был счастлив, ведь из четырех сыновей трое вернулись с фронта живыми.
Конечно, то, что происходило на западе не шло ни в какое сравнение с тем, что было на востоке.
— Тогда Вы попали в армию, будучи еще несовершеннолетним?
— Да, в марте мне еще не было 18-ти. Мы, по сравнению с другими, были немного упитанными, потому что все были молодые, здоровые. Помню, старшина нас все время хвалил, приговаривал: «О, хорошие ребята! В бой бы с вами». Сколько из тех 62 ребят сейчас в живых осталось я не знаю.
Я вот почему упомянул вековой юбилей ГОЭЛРО, наряду с 75-летием Победы, потому что я по своей работе принимал участие в электрификации Якутии. Поэтому в какой-то степени я — участник этих обоих великих событий. Мне может быть, повезло, что я не был на западном фронте. А вдруг меня бы не стало. Поэтому я говорю, что мне повезло. В ходе войны мы, советские солдаты, все, так или иначе, участвовали в общих боевых действиях в составе армий и дивизий. Но, оказывается, в военкомате есть категория для тех, кто принимал непосредственное участие в боевых действиях. И есть вторая категория для тех, кто не участвовал. Так вот, я попал в эту, вторую категорию.
— Чем Вы занялись после армии?
— После войны, будучи на службе в армии я самостоятельно по книгам изучал математику и физику. Приехав в Якутск после демобилизации, решил окончить полную среднюю школу. Пришел я в 10 школу, тогда директором этой школы был Новопашин, и выразил желание поступить в 10 класс. Но он, почему-то меня не взял. Зато посоветовал, иди, говорит, есть заочная средняя школа при второй школе. И меня туда приняли. Я конечно, при зачислении в 10 класс немного приукрасил, сказал, что окончил в армии 9 классов. А они спросили у меня, где документы, подтверждающие это. Ну, я ответил: «Документы я запрошу, мне их вышлют». А потом сказал, что они мне их так и не прислали. (Смеется). Зато учился я отлично. Единственно, что медаль мне не дали, потому что я не изучал английский язык. В моем аттестате были одни отличные оценки за исключением иностранного. Потом я прошел конкурс вместе со своим другом, тоже демобилизованным, Левой Таубером, и поступил в Московский институт механизации и электрификации сельского хозяйства имени В.М. Молотова. Получил специальность инженера-электрика. С 1960 года работаю в научной сфере, стал доктором технических наук, профессором.
— Как Вы познакомились со своей супругой?
— Со своей будущей супругой, Тамарой Васильевной Захаровой мы познакомились в Москве, когда оба были студентами. Она была из Амгинского района, круглая сирота. Отец ее погиб на фронте под Ленинградом. Воспитывалась она у родственников, в семье знаменитого хирурга Дмитрия Афанасьевича Гурьева и поэтому решила связать свою жизнь с медициной. Вначале Тамара поступила в Иркутский медицинский институт. А потом, вдруг, во время учебы, ни с того ни с сего, решила перевестись в Москву. А у Гурьева был авторитет и нужные связи. Он договорился, и она приехала учиться в Москву, где мы с ней и познакомились. Дмитрий Афанасьевич постоянно смеялся, говорил мне: «Это ты Тамару перевез в Москву!». Мы поженились на 5 курсе, и когда вернулись на родину, уже ожидали первого ребенка. И тут жене захотелось обязательно съездить к себе на родину, в Абагу Амгинского района. Сестра ее согласилась нас сопровождать, сказала: «Ну, ладно, поехали. Если что я сама приму роды». Так и вышло. (Смеется). До Абаги мы не доехали, дочка наша родилась в Амге. Она стала инженером-экономистом, сейчас является доцентом СВФУ. У нее есть сын, и он, кстати, недавно женился.
Потом у нас родилось двое сыновей, но старший сын умер от болезни, оставив двоих детей, сына и дочку. Младший сын окончил Рижский институт инженеров гражданской авиации. В армии служил, был инженером. А сейчас он работает инженером-электриком в Якутскэнерго, там же работает и его супруга. У них есть дочка, она уехала учиться в Австрию, и затем осталась там работать. Сейчас у них тоже карантин, говорит, что работает из дома.
Всего у меня четыре внука. Правнуков, правда, еще нет.
Супруга моя, Тамара Васильевна, была заведующей отделением городской больницы, Заслуженным врачом Республики Саха (Якутия). К сожалению не так давно ее не стало…
— Николай Александрович, 17 мая Вам исполняется 94 года. Как Вам удается вести такой активный образ жизни, в чем секрет Вашего долголетия?
— На мой взгляд, тут велика роль родителей, генетики. Моим родным брату и сестренке сейчас тоже много лет, им обоим за 80. Наши старшие братья, воевавшие, умерли рано из-за своих тяжелых ранений. Один из них пришел с войны с осколком прямо в мозге. Но они, между прочим, несмотря на свои ранения, оба работали.
Что касается вредных привычек, то в молодости я курил. Тогда практически все курили. Когда меня взяли в армию, отец подарил мне курительную трубку как у Сталина. И тут где-то на станции Большой Невер нас поместили в санитарно-пропускной пункт. И, оказывается, эту трубку я забыл в кармане. Она разбилась, испортилась. Из-за этого я и бросил курить. Так что с тех пор не курю. Занимаюсь китайской дыхательной гимнастикой. Вроде помогает.
— Большое спасибо, Николай Александрович! С наступающим Праздником, с Днем Победы! Счастья Вам, крепкого здоровья, долгих лет жизни!
С большим уважением, тепло и сердечно о старшем коллеге отзывается руководство Федерального исследовательского центра «Якутский научный центр Сибирского отделения РАН» и Института физико-технических проблем Севера им. В.П. Ларионова СО РАН.
«Николай Александрович Петров является для нас блестящим примером воина-победителя, патриота Российской Академии наук, настоящего ученого и гражданина нашей Великой страны», — подчеркивает Председатель ФИЦ «ЯНЦ СО РАН», член-корреспондент РАН Михаил Лебедев.
Директор ИФТПС СО РАН в составе ФИЦ, доктор технических наук, действительный член Академии наук РС (Я) Валерий Лепов, подчеркивает, что главный научный сотрудник ИФТПС СО РАН, доктор технических наук, профессор Николай Александрович Петров остается самым высококвалифицированным специалистом в области комплексных проблем энергетики. Именно благодаря работам руководимого им отдела и лично Николая Александровича своевременно принимались решения о возведении электростанций, включая ГРЭС-2, обосновывалась необходимость новых линий электропередач, закупки топлива в удаленные регионы в ходе северного завоза, обеспечивалась надежность и безопасность работы энергосетей в городском округе Якутск, других городах и поселках Республики Саха (Якутия).
«Николай Александрович владеет современными методами системного анализа, в разработку которых внес большой личный вклад, также неоценимым считаю развитие под его руководством научно-методических и прикладных системных исследований.
Результаты его научных исследований нашли поддержку и широкое применение при разработке центральными и республиканскими органами власти проектов развития энергетики регионов Севера. В период перехода к рыночной экономике под научным руководством и при непосредственном участии Николая Александровича Петрова были подготовлены ключевые подпрограммы и концепции энергетической политики Республики Саха (Якутия).
Большой вклад Николая Александровича в дело развития энергетики подтверждает присуждение ему в соответствии с Постановлением Президиума Российской Академии наук №14 от 31.01.2018 г. премии им. Г.М. Кржижановского за цикл работ, посвященных развитию энергетики на Севере», — отмечает руководитель Института Валерий Лепов.
Автор Мария Ефремова.
Фото из личного архива Николая Александровича Петрова.