Житель Якутска выразил обеспокоенность резким увеличением популяции лебедей на Севере республики. Об этом он написал в соцсетях с обращением к орнитологам.
«Здесь, в центральной Якутии лебедей почти не видно, они какими-то незаметными путями прилетают тысячами на Север Якутии и на Чукотку, где устанавливают свои порядки, становясь полновластными хозяевами озер, изгоняя с гнездовий уток, чаек, куликов и прочих птиц. Осенью, бывает, сидишь на берегу Колымы и наблюдаешь как целыми днями, косяк за косяком, беспрерывно летят на юга, белые короли неба. Через неделю выйдешь во двор, а они всё летят и летят. Сколько их стало?
Раньше, старожилы говорят, видели перелетных лебедей на Колыме редко и не в таких количествах», — написал горожанин Сергей Кононов.
В комментариях к посту развернулись нешуточные дебаты. Часть читателей предлагала ввести отстрел лебедей, а часть предположила, что эти красивые белые птицы особой опасности для своих соседей не представляют.
«Было бы интересно послушать мнение учёных-орнитологов на этот счет, насколько резкое увеличение численности лебедей может угрожать росту популяции остальных водоплавающих», — подчеркнул автор поста.
Кроме того, он выразил заинтересованность количеством гусей, прилетающих на зимовку на территорию республики и тем, где же эти птицы зимуют.
За комментариями мы обратились к научному сотруднику Лаборатории зоологических исследований Института биологических проблем криолитозоны СО РАН ФИЦ «Якутский научный центр Сибирского отделения РАН», кандидату биологических наук Марии Владимирцевой.
Мария Всеволодовна подтвердила, что численность лебедей в Якутии за последние десятилетия действительно значительно увеличилась.
«По этой причине, тундровый лебедь не включен в последнее издание Красной книги Якутии. В Красную книгу включена популяция лебедя-кликуна бассейна реки Лена», — уточнила орнитолог.
«Лебедь — самая крупная и сильная из наших водоплавающих птиц. Это птица с ярко выраженным территориальным поведением. Гнездовая пара лебедей, занявшая участок на озере, будет агрессивно его защищать от всех других гусеобразных, а в некоторых случаях — и от журавлей. Их численность и плотность в низовьях Индигирки и Колымы настолько высока, что там почти на каждом озере можно увидеть одну, а иногда и две пары лебедей. Скопления лебедей, у которых происходит линька, могут превышать полторы тысячи особей.
В научной общественности называются различные причины такого значительного увеличения численности и плотности лебедя. Это явление относили и к естественному процессу колебаний численности популяции, его также связывали со снижением численности северного оленя. Есть мнение, что значительную роль играет искусственная подкормка и в целом хорошие условия птиц на зимовках в Японии. По мнению орнитолога Сергея Слепцова, возможно, рост популяции вызван потеплением климата, в результате которого произошло разрастание определенного водного растения, одного из главных кормовых объектов лебедя», — сообщила Мария Владимирцева и подчеркнула, что в настоящее время ученые активно исследуют степень воздействия увеличенной численности лебедя на успешность размножения других водно-болотных птиц.
«Гуси и утки также являются объектами повышенного внимания ученых, потому что даже краснокнижные виды часто попадают под выстрел во время сезонной охоты, не говоря уже о других. Сезонная охота — один из критических факторов, влияющих на снижение численности гусей и уток. Другие антропогенные факторы — беспокойство человеком птиц на гнездовье и зимовках, строительство промышленных объектов вблизи ключевых орнитологических территорий. По данным госдокладов, в нашей республике за последнее время сократилась численность шилохвости, горбоносого турпана и свиязи. В 1960-е годы во время миграций насчитывали около 4000 особей клоктуна (мороду), а в 2005 году — всего лишь 1650. Катастрофическое сокращение численности белого гуся наблюдалось в Якутии с первой половины XIX века: в конце XX века этот вид насчитывал около 300 особей. Численность черной казарки в дельте Лены оценивается в 10-12 тысяч особей, гуся пискульки в Абыйской низменности — в 3,5-4,5 тысячи.
По данным 2000 года гусей пискулек на территории республики насчитывалось около 8-10 тысяч особей (Дегтярев, 2000). По тем же данным, численность в республике основных охотничьих объектов: гуменника — до 90 тысяч, белолобого гуся — 100-130 тысяч, кряквы — 100-130 тысяч, чирка-свистунка — до 580 тысяч особей», — подчеркнула орнитолог.
Мария Всеволодовна, ссылаясь на данные Центра кольцевания птиц России, рассказала, что гусеобразные прилетают к нам на гнездовье, главным образом, с зимовок юго-восточной Азии: Китая, Южной Кореи и Японии. Черных казарок, гнездящихся на Колыме, обнаруживали на зимовке в Северной Америке, а птицы, окольцованные на гнездовье в дельте Лены, находились зимой в Японии. Гаги зимуют, в основном, в Баренцевом и Норвежском морях, белый гусь — в Северной Америке. Шилохвости, гнездящиеся в западной и центральной Якутии, зимуют в Индии, а утки из южной Якутии и таежной части междуречья Яны и Индигирки зимуют в Японии, Китае и, возможно, в Корее. Шилохвости, гнездящиеся между реками Индигирка и Колыма, зимуют в США и Канаде. Морянки, гнездящиеся на нижней Колыме, мигрируют в США, а утки со средней и верхней Колымы летят в Японию. Горбоносый турпан зимует на морских побережьях юго-восточной Камчатки, Командорских и Курильских островов, Кореи и Японии.
Мария Ефремова
Фото Сергея Кононова