В октябре 1943 года, удовлетворяя многочисленные заявления инженера Черский Н.В., его направляют на службу в штурмовую инженерно-саперную бригаду.
Штурмовые инженерно-саперные бригады были организованы в 1943 году в связи с коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны – началом широких наступательных действий Красной Армии по всем основным фронтам.
МУЖЕСТВО И ГЕРОИЗМ ТРУДА
В первый год Великой Отечественной войны, когда немецко-фашистские войска вплотную подошли к Москве – столице СССР, советским правительством было принято решение перевести часть органов государственного управления, производственных мощностей, образовательные, научные и другие учреждения в город Куйбышев. В городе на Волге за короткое время были воздвигнуты производственные корпуса многих заводов, конструкторских и научно-исследовательских организаций, высших учебных заведений и других предприятий, эвакуированных с западных областей страны и из Москвы.
Для нормальной работы заводов и фабрик, функционирования города, население которого резко возросло, необходимо было ударными темпами обеспечить город, промышленные предприятия топливом, энергетическими источниками. В предвоенные годы город Куйбышев снабжался углем из Донбасса и нефтью, нефтепродуктами из Баку, но война нарушила все экономические и производственные связи. Донецкий угольный бассейн был захвачен немецкими войсками, и поставки угля прекратились, поступление нефти и нефтепродуктов из Баку также было ограничено. Поэтому правительством страны была поставлена задача – в короткие сроки обеспечить предприятия города Куйбышева природным газом из месторождений природного газа разведанных около города Бугуруслана.
Специалисты нефтегазовой отрасли разработали проект строительства газовой магистрали Бугуруслан – Куйбышев, который был утвержден решением Государственного Комитета Обороны СССР 7 апреля 1942 года. По газовой магистрали протяженностью 165 километров должно было поступать в Куйбышев ежегодно не менее 200 миллионов кубометров газа, для чего на месторождениях Бугуруслана необходимо было пробурить 20 эксплуатационных газовых скважин и провести разведочное бурение для пополнения запасов газа. На выполнение этого сложного и ответственного проекта были мобилизованы опытные специалисты нефтегазовой отрасли страны, в числе которых заметно выделялся инженер Н.В. Черский, имевший богатый инженерно-строительный опыт, отличную теоретическую подготовку, руководивший крупными предприятиями Наркомата нефтяной промышленности СССР. Именно он назначается начальником Управления строительства газопровода Бугуруслан – Куйбышев, большого коллектива строителей первого в Советском Союзе магистрального газопровода.
Строительство газопровода в военное время, при острой нехватке квалифицированных специалистов по прокладке трубопроводов, дефиците или полном отсутствии необходимых материалов, жилья, прочих тяготах и лишениях, было тяжелым испытанием волевых и других человеческих качеств руководителя. Производство буровых работ, обустройство эксплуатационных газовых скважин, бурение разведочных скважин, устройство траншей и укладка магистрального трубопровода – это далеко не полный перечень работ, которые должны были выполняться на пределе человеческих возможностей.
По свидетельствам участников этой титанической стройки одновременно до 2500 человек работали на износ. На строительстве газопровода работали колхозники и местное население – подростки и женщины, заключенные. При строительстве вручную, лопатами было переработано около 2 миллионов кубометров грунта, выполнено более 20 тысяч сварных стыков, сооружено четыре дюкера через реки, три перехода через магистральные железнодорожные пути, три дюкера через озера и болота.
Суровая практическая действительность вносила в проект газопровода свои коррективы и изменения. По первоначальному проекту газопровод должен был сооружаться из специальных коррозионно-стойких стальных труб диаметром 300 мм, но требуемое количество погонных метров труб не могло быть изготовлено металлургической промышленностью. Поэтому в ходе строительства оперативно принимались нестандартные инженерные решения. Так, на сооружение газопровода доставлялись стальные трубы демонтированных в Азербайджане, Башкирии и Краснодарском крае нефтепроводов. На всю протяженность газопровода стальных труб не хватало, поэтому было решено завершающую часть собрать из асбоцементных труб повышенной прочности, соединенных между собой специальными резиновыми муфтами.
Строительство первого магистрального газопровода было закончено 15 сентября 1943 года, когда на восточной окраине Куйбышева вспыхнул факел природного газа. Этим факелом строители газопровода отметили начало снабжения оборонных предприятий, крупной Безымянской электростанции, жилых домов городского промышленного района новым видом топлива – дешевым природным газом.
Для того, чтобы выделить значение газопровода Бугуруслан – Куйбышев, достаточно привести выдержки из опубликованных материалов.
В своей книге «От Сталина до Ельцина» Н. К. Байбаков, нарком нефтяной промышленности СССР, Председатель Госплана СССР и заместитель Председателя Совета Министров СССР ,отмечает: «В 1942-1943 годах была решена невероятно трудная задача обеспечения природным газом оборонных заводов Поволжья. За счет эвакуации предприятий из западных районов страны мы быстро создали промышленный центр Безымянка вблизи Куйбышева, где сосредоточились наши авиационные заводы. Для обеспечения их топливом в самые короткие сроки проложили газопровод от Бугурусланских месторождений до Безымянки, в район, дававший огромное количество военной техники, в том числе и знаменитые штурмовики Илы, окрещенные немцами «Черной смертью»…».
Ю.И.Боксерман, начальник Главнефтегаза наркомата нефтяной промышленности СССР, заместитель министра газовой промышленности СССР, так вспоминает это знаменательное событие для оборонной промышленности страны: «… помню, как радовались этому событию (пуску газопровода Бугуруслан-Куйбышев») авиаконструктор С.В. Ильюшин, чьи штурмовики изготовлялись здесь, директор одного из заводов П.В. Дементьев (впоследствии министр авиационной промышленности), начальник главка Д.Е. Кофман и многие другие. Крупный промышленный оборонный комплекс получил замечательное топливо, которое поступало по подземной магистрали без каких-либо перебоев.
Сооружение газопровода Бугуруслан-Куйбышев имело исключительно важное значение не только потому, что обеспечивало топливом крупнейший промышленный район; появилась уверенность в возможности строить магистральные газопроводы».
А. Миллер, Председатель Правления ОАО «Газпром»: «Достойны восхищения мужество и героизм людей, которые в тяжелые военные годы, несмотря на огромные трудности, сумели построить газопровод для обеспечения энергией предприятия г. Куйбышева – крупнейшего центра оборонной промышленности страны того времени. С этих героических дней начинается становление отечественной газовой промышленности. Первая компрессорная станция и небольшой по протяженности газопровод положили начало предприятию, которое на протяжении 60 лет успешно осуществляет транспортировку газа, являясь составной частью Единой системы газоснабжения страны».
Трудовой героизм инженера Николая Васильевича Черского был отмечен высокими государственными наградами: орденом «Знак Почета» и медалью «За трудовую доблесть».
Сделано большое и стратегически важное дело, непосредственным участником и руководителем которого был инженер Н.В. Черский. Но будущее страны решается на военных фронтах.
НА ФРОНТЕ
И, наконец, в октябре 1943 года удовлетворяются его многочисленные заявления. Инженер Черский Н.В. направляется на службу в штурмовую инженерно-саперную бригаду.
Штурмовые инженерно-саперные бригады были организованы в 1943 году в связи с коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны – началом широких наступательных действий Красной Армии по всем основным фронтам. При наступлении советским войскам необходимо было прорываться через мощные оборонительные укрепления фашистских войск. Именно поэтому в штурмовые бригады отбирались офицеры с инженерно-техническим образованием, к солдатам и офицерам предъявлялись серьезные требования: реальный боевой опыт, крепкое физическое здоровье, возраст не старше 40 лет. Вооружались бойцы штурмовых батальонов автоматами, ручными пулеметами, снайперскими винтовками, огнеметами. Солдаты и офицеры штурмовых бригад проходили специальную боевую подготовку – рукопашный бой, метание гранат, бесшумное преодоление различных видов препятствий, тренировки с применением боевых патронов. Штурмовикам выдавались редкие в те времена бронежилеты (бронекирасы). Такая защита солдата вызывала панику среди стрелявших по ним немцев, так как зачастую стрельба не могла остановить атакующих бойцов штурмовых батальонов.
Боевым уставом штурмовых инженерно-саперных бригад предписывалось выполнение задач блокировки и уничтожения опорных пунктов и огневых сооружений противника. В подготовительный период штурма населенных пунктов подразделения штурмовые бригады были обязаны вести активную инженерную разведку естественных и искусственных препятствий, огневых сооружений и подходов к ним, устраивали проходы в заграждениях для пропуска штурмовой группы. Прорыв через сильно укрепленные районы противника должен был осуществляться тяжелыми средствами подавления противника и разрушения атакуемых сооружений, требовалось разрабатывать детальные планы взаимодействия с пехотой и артиллерией. В боевом уставе бригад, штурмующих объекты противника, ставились инженерные задачи разминирования маршрутов следования войсковых подразделений Красной Армии, проведения дорожно-мостовых работ.
Роль и значение штурмовых бригад в наступательных операциях особо ярко проявились при освобождении Белоруссии в ходе выполнения стратегической наступательной операции «Багратион». К лету 1944 года немецко-фашистские войска возвели в Белоруссии мощные оборонительные рубежи глубиной более 250 километров. Поэтому на главных направлениях прорыва вражеских оборонительных рубежей были сосредоточены части инженерных войск, которые должны были построить пути в лесисто-болотистой местности для прохождения наступающих танковых колонн, подготовить переправочные средства, детали дорожно-мостовых конструкций, средства преодоления болот. По завершении подготовительных работ штурмовым бригадам поручалось устроить проходы в минных полях противника для наступления танков и пехоты.
Солдаты и офицеры штурмовых бригад обеспечили стремительное наступление советских войск в ходе операции «Багратион». Под ожесточенным обстрелом и бомбардировками личный состав бригад восстанавливал и наводил новые дорожно-мостовые конструкции и сооружения, проявляя личное мужество и героизм захватывал неразрушенные мосты, выполнял свои специфические задачи по боевому уставу.
Крайне напряженная боевая деятельность 3-ей штурмовой бригады 3-го Белорусского фронта, в которой воевал инженер-капитан Черский Н.В., при форсировании реки Неман отмечена присвоением бригаде почетного наименования «Неманская». Инженерная подготовка форсирования реки Неман был начата за трое суток до выхода к реке путем предварительного монтажа понтонных мостов. Это позволило передовым соединениям, выходившим к реке Неман, немедленно форсировать её и развивать наступление. Переправа советских войск происходила под непрерывными налетами авиации противника, но солдаты и офицеры инженерных частей мужественной и настойчивой боевой работой сохраняли непрерывность переправы советских войск.
Героические действия личного состава штурмовой бригады были отмечены высокими правительственными наградами. Инженер-капитан Черский Н.В. был награжден орденом Красной Звезды за умелое руководство работой автотранспортного парка штурмовой бригады, обеспечившего переброску личного состава батальонов при форсировании реки Неман и своевременную доставку инженерного имущества, необходимого для выполнения боевых задач.
Особое значение имели задачи инженерного обеспечения боевых действий при подготовке и штурме конкретных населенных пунктов или преодоления естественных природных препятствий. В специфические задачи подготовки штурма входило скрытное проникновение на передний край противника и разрушение огневых сооружений, а также оборонительных бункеров, железобетонных и кирпичных убежищ, из которых противник мог укрыться от артиллерийской и бомбовой подготовки штурма и отражать наступление советских войск.
Боевой опыт штурмовых бригад накапливался в ходе многочисленных штурмов городов-крепостей и укрепленных районов. Успешному штурму оборонительных сооружений противника наступающими частями Советской Армии предшествовала тщательная и ответственная работа инженерной разведки. Данные инженерной разведки становились основой планирования и организации конкретных наступательных действий атакующих батальонов. По информации, добытой разведчиками штурмовых бригад, разрабатывались и успешно применялись способы и методы подавления сопротивления противника и разрушения его опорных пунктов, дотов, дзотов.
Сведения разведчиков, собранные в тылу врага, наблюдениями с переднего края фронта и с нейтральной полосы давали командованию штурмовиков возможность обеспечить атакующие подразделения необходимым вооружением. Так, для штурма города Данцига были подготовлены специальные штурмовые группы, вооруженные 50 – 80 фаустпатронами и переносными станками для залпового метания. Группы оснащались переносными ранцевыми огнеметами, сотнями килограммов взрывчатки и перемещались на специально выделенных танках или самоходных артиллерийских установках.
При подготовке штурма г. Данциг и его предместий инженер-капитан Черский Н.В. руководит всей разведкой штурмовой бригады, производит опрос германских военнопленных и гражданского населения. На переднем крае фронта для установления системы оборонительных инженерных заграждений противника на подступах к городу Данциг и в самом городе организуются посты наблюдения. Проверка и уточнение сведений о системе обороны осуществляется боевыми действиями разведывательной роты. За умелую организацию разведки, получение ценных разведывательных данных, способствовавших успешному продвижению наступающих частей при штурме города Данциг, и личное мужество инженер-капитан Черский Н.В. награждается орденом «Отечественной войны II степени».
Проходит несколько дней и инженер-капитан Черский Н.В. принимает участие в штурме города Кенигсберг, города-крепости.
Инженерной и другими видами разведок было установлено, что Кенигсберг защищен мощным оборонительным комплексом инженерных сооружений, состоящим из внешнего и внутреннего поясов. Внешний оборонительный пояс длиной 50 километров представлял собой сплошной круговой, наполненный водой противотанковый ров шириной 6–10 метров и глубиной до 3 метров. Противник устроил проволочные заграждения, минные поля, 2 – 3 линии траншей, более 12 опорных пунктов, сооруженных из кирпича с толщиной стены до 2 метров. Каменные постройки защищались земляными валами толщиной 5 – 6 метров.
Внутренний оборонительный пояс был оборудован множеством опорных пунктов в виде приспособленных для обороны каменных зданий, завалов, надолбов, баррикад и т. п. Внутри города были построены баррикады из кирпича или камня шириной до 8 метров и высотой до 2,5 метров.
При штурме Кенигсберга солдаты и офицеры штурмовых батальонов выполняли свои задачи в боевых порядках наступающих войск, обеспечивая инженерную разведку, штурмуя заграждения противника с целью обеспечения проходов для пехоты и боевой техники. Штурмовые группы оснащались станковыми пулеметами, минометами, огнеметами. В составе каждой штурмовой группе придавались танки или самоходные орудия, противотанковые ружья. Атакующая штурмовая группа под прикрытием артиллерийско-минометного огня максимально близко подходила к объекту штурма, прокладывала проходы в заграждениях, обеспечивала подход танков вплотную к объекту штурма. Саперы-штурмовики подрывали стены укреплений мощными зарядами, огнем из огнеметов, гранатами и стрелковым оружием уничтожался гарнизон атакуемого объекта.
При штурме крепости Кенигсберг инженер-капитан Черский Н.В. был тяжело ранен.
Источник: книга «Русский Боотур», автор: Гуляев В.П.